Анализ по Неделе психологии в КГУ «ООШ с. Зеленое» (2021/22 уч.год)
Неделя является неотъемлемой частью психолого-педагогического сопровождения. С 14 по 19 февраля в школе была проведена Неделя психологии под названием "Яркий мир вокруг меня»
Цель: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья.
При планировании Недели психологии опиралась на следующие принципы:
Содержание Недели психологии планировалось с учетом актуальных и приоритетных проблем. Все мероприятия (акции, тренинги, психологические игры) соответствовали тематике Недели психологии. Неделя психологии в соответствии с учебной неделей продолжалось 5 дней, от учебного процесса детей не отвлекали , а напротив, способствовали формированию благополучного психологического настроя и позитивной мотивации.
Неделя психологии началась с игры «Радуга настроений» - массовое общешкольное мероприятие с психологическим подтекстом и широкими возможностями. Игра использована с целью создания интриги, настроя школы на «психологическую волну», формирования общего настроения именно той тональности, ради которой и ведется вся психологическая работа в школе.
Дети и взрослые были очень рады, что их встречают и признавались, что улучшилось их настроение.
Одним из видов работы в рамках Недели психологии являются психологические акции. Важные особенности акции - ненавязчивость и необычность.
Акции на время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние, школа становится единым целым.
Были проведены следующие акции:
«Комплимент момент». Всем учителям было предложено на первом уроке сказать что-то приятное ученикам.
«Ларец предсказания » проводилась не в первый раз. Акция, задачей которой является поддержка каждого учащегося, была направлена на создание благоприятного эмоционального климата в школе, на получение положительных эмоций. В специальный ящик были положены пожелания. Каждый, кто подходил к ларцу, мог вытащить эти прекрасные пожелания, предназначенное именно для себя. «Ларец радости» имел большой успех среди учащихся и учителей, а также родителей малышей.
Акция «Возьмите то, что нужно…» взрослым и детям предлагалось взять такие ценности, как любовь, здоровье, мечту, мудрость, силу, дружелюбие мудрость.
Хочется отметить, что наибольшей популярностью стали здоровье, мечта и мудрость.
«Самые, самые…» на стилизованном заборе учащимся нужно было написать, кто из одноклассников и учителей является самым творческим, добрым, ответственным и т.д.
(в начальной школе популярными стали: учитель физкультуры, классные руководители, психолог школы)
В средней школе - одноклассники, друзья.
Акция «Кто такой психолог?» участникам акции надо было отметить, что они считают нужным и поставить лайк в виде сердечка.
Итак, вот что получилось:
Тот кто приходит с тестами;
То, кто проводит тренинги;
Самый главный псих;
Кто лечит психов;
Тот, кто всех понимает;
Это врач;
Лезет во все дырки;
Если есть проблемы, идешь к нему;
Умеет выслушать и поддержать;
Тот, у кого можно полежать на диване;
Тот, кто успокаивает.
То, что выделено жирным шрифтом набрало наибольший балл. Чему я очень рада.
Для педагогов школы была организована психологическая гостиная «Я - счастливая» цель: профилактика стрессовых ситуаций, эмоционального выгорания, создание благоприятного психологического климата.
Педагогам были предложены такие упражнения, как «Волшебная шкатулка, «Мечта», «Сосуд самоценности», психологическая гимнастика, упражнения – релакс. На одном из примеров проговорили о связи эмоционального состояния с уровнем самоценности.
Участники отметили, что состояние их улучшилось, расслабились, отдохнули и пришли к выводу, что редко мечтают, большая загруженность приводит к негативному состоянию.
Очень живо и интересно прошел познавательно-развивающий конкурс для учащихся 5-6 класса «Юный психолог» на развитие коммуникативных умений, раскрытие творческого потенциала ребенка, где дети выполняли задания на развитие логического мышления, творческого воображения. Так же могли поучаствовать в упражнениях, которые направлены на проверку быстроты реакции, сообразительности, готовности памяти.
В течение недели оформлен стенд на тему «Типы темперамента», и проведены тесты на изучение преобладающего типа в 5,6,7 классах с просвещением.
Проводились тренинговые упражнения в 5,7,9 классе.
В 5 классе с элементами драматизации инсценировали моментальный спектакль по мотивам сказок, Театр «Экспромт». Ребятам были предложены элементы костюмов, фразы, которые надо произнести, играя своего героя. Этот метод работы позволяет взаимодействовать сплочению коллектива, вовлечение детей в групповую работу. Представляется возможность приобрести опыт межличностного взаимодействия в необычной ситуации, происходит психологическое раскрепощение учащихся. Развивается чувство уверенности в себе, внимательность. Ребятам очень понравилось эта форма общения, и они с удовольствием согласились показать учащимся других классов.
В 7 классе на сплочение было использовано упражнение «Рисование в паре одним карандашом» На развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Затем обсудили, как легче рисовать, когда управляешь ты, или тобой. Выбирали рисунки гармоничные и наоборот. Мнения семиклассников разделились 50/50 семиклассников, кому то нравится быть ведомым, кому то ведущим.
В 9 классе учащиеся учились через арт-терапевтическое упражнение «Каракули» снимать напряжение, усталость. После работы рассмотрели рисунки. Проговаривали чувства.
Завершающим мероприятием был вечер «Музыка нас связала», целью которого было развитие музыкальных способностей учащихся, наблюдательности, сообразительности, находчивости, а также взаимодействия друг с другом, сближения с педагогами. Таким образом, это было некой альтернативой гаджетам.
Вечер состоялся. Ребята зажгли не только на сцене, но и на танцполе.
Был также объявлен конкурс видеороликов между учащимися 7-9 классов на тему: «Стоп! Остановитесь! Вокруг Вас - мир, и он – прекрасен». К сожалению, конкурс не состоялся, т.к. видеоматериал предоставили только 2 класса.
В целом неделя психологии прошла насыщенно, каждый день проводились запланированные мероприятия, которые прошли живо, с хорошей активностью, с высоким познавательным интересом и праздничным окрасом. Были использованы все виды психологической работы; просвещение,(коррекционно-развивающая), профилактическая и методическая работа.
Положительным достижением недели можно считать, что обучающиеся, участвуя в мероприятиях, получили непосредственный опыт в построении позитивных межличностных отношений.
А самое главное, она не мешает существовать в обычном режиме тем, кто хочет ее не замечать, окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться. Она создает в школе, все-таки, определенный настрой. Ежедневно от ребят были вопросы «А что будет еще?»